Каждому более-менее опытному СЕО-оптимизатору известно, что для того, чтобы сайт успешно боролся с конкурентами и занимал достаточно хорошие места в выдаче поисковых систем, необходимо его сделать так, чтобы он демонстрировал хорошие поведенческие факторы. Пожалуй, эти факторы – единственный двигатель успешного продвижения страниц сайта в топы поисковиков. Да, существует ссылочное ранжирование, но в этой сфере не так все однозначно, как привыкли думать некоторые начинающие специалисты. Сегодня это – не самый главный фактор продвижения, а для новичков он вообще недоступен, так как они не имеют возможности получать по-настоящему хорошие, «жирные» ссылки. А другие просто не работают.
Итак, как же обеспечить сайту хорошие поведенческие факторы? Ну, это, в принципе понятно и без особых разъяснений. Надо сделать так, чтобы посетители, попавшие на сайт теми или иными путями, как можно дольше оставались на сайте и меньше с него уходили в течение определенного времени. Мало того, они должны почаще на сайт возвращаться, демонстрируя свой устойчивый интерес к нему. Все эти движения трафика на сайте достаточно хорошо отслеживаются поисковыми системами. Не будем уточнять, какими методами они отслеживают поведение людей на сайтах, это не столь важно, главное, что этих методов у поисковых систем предостаточно.
Как же сделать так, чтобы посетители полюбили сайт? Ну, во-первых, контент сайта должен быть интересным и полезным. Этого добиться, в принципе, несложно, главное – подбирать для сайта интересный текстовый и графический контент. Также очень большую роль играет и видео-контент, проблема заключается лишь в том, где это все брать. Конечно, профессионалам такой контент находить легче – у них имеется прекрасная возможность его покупать за деньги. Новичкам же придется изрядно потрудиться, чтобы такой контент добыть. Однако добыча хорошего, интересного контента – это совершенно отдельная тема, главное, что он прекрасно работает, и потому на его поиски надо бросить основные усилия. Но только лишь интересного контента недостаточно для создания на сайте хороших поведенческих факторов. Необходимо повышать юзабилити сайта. Что это такое?
Юзабилити сайта – это, так сказать, его внешний товарный вид, прежде всего – это дизайн. Ведь дизайн – это самое первое, что видит посетитель, попав на сайт. Если дизайн будет ужасный, то сайт не спасет никакой уникальный и интересный контент, потому что посетитель просто не успеет с ним ознакомиться. Он убежит с такого сайта и больше на него не вернется. Таким образом у сайта будут очень плохие поведенческие факторы. Поисковые системы это сразу же заметят и сделают соответствующие выводы. Посетители, которые очень быстро убегают с сайта, называются «отказниками», а параметр, который они таким своим поведением формируют, на поисковом языке называется «количеством отказов». Если количество отказов будет превышать определенный предел, то такой «отказный» сайт не имеет никаких шансов получить любовь поисковых систем. Это будет плохой сайт по всем параметрам, в топы его страницы не выйдут и трафик не соберут.
Но кроме дизайна сайт имеет и другие параметры, которые определяют степень его юзабельности. Некоторые параметры очевидны, о некоторых новички просто догадываются, а о некоторых вообще не слышали. Начнем с самых «незаметных», но, тем не менее, очень важных.
Скорость загрузки сайта
Параметр достаточно важный, так как часто именно он формирует наибольшее количество отказов. Очень часто пользователи поисковых систем сталкиваются с тем, что нужный сайт открывается очень долго. Если сайт не начинает загружаться в течение первых 5 секунд, то, скорее всего, посетитель закроет окно и перейдет к другому сайту. Задержка загрузки часто всего происходит из-за «тормозного» сервера, на котором сайт находится. И даже если ХТМЛ сайта начинает загружаться через 5 секунд, но вся графика прогружается дольше, то часто это тоже становится причиной отказа от его просмотра. Да, конечно, часто бывает так, что скорость загрузки зависит не от сервера, а от устройства, с которого пользователь пытается зайти на сайт. Но это не решает проблемы – все страницы сайта должны быть «лёгкими» и прогружаться быстро при любых обстоятельствах и в любых условиях.
Тематическое оформление
Если сайт посвящен, к примеру, получению кредита или приобретению пластиковых окон, а «интерьер» его больше соответствует сайтам детских журналов «Мурзилка» или «Весёлые картинки», то посетитель очень быстро усомнится в том, туда ли он попал? Человеческая психология такова, что чаще всего он начинает судить о целенаправленности сайта по внешним признакам. Если посетитель подсознательно заподозрит, что попал не туда – отказ неизбежен в большинстве случаев. Поэтому направление дизайнерского оформления страниц сайта должно как можно больше соответствовать его содержанию.
Удобство чтения
Чтение – это главное действие, которое посетитель осуществляет на любом сайте. Конечно, есть всякие сайты – галереи, где текст не обязателен, например, картинные или видео-галереи, но он там все-таки присутствует, и посетители его ищут тоже. Поэтому тексты на страницах должны быть читабельными. Читабельность текста определяется тремя параметрами: величина шрифта, его цвет и соответствие ему фона страницы, на которой расположен текст. Очень часто встречаются интересные по сути сайты, тексты на которых вызывают только раздражение из-за того, что они неправильно оформлены. Естественно, количество отказов у таких сайтов очень велико, что напрямую влияет на качество их поведенческих факторов.
Качество навигации
Часто бывает так, что навигация на сайте крайне запутана, и посетителю очень трудно попасть на другую страницу, но не на какую-нибудь, а именно на ту, которая более всего соответствовала бы контенту той страницы, на которой он в данный момент пребывает. Ведь если он после прочтения страницы перейдет на другую страницу, контент которой ему не интересен, то значит, он ухудшит «отказный» показатель этой страницы. Он с нее уйдет очень быстро, и поисковая система это отметит. А если таких «отказников» будет много, и к тому же соберется большое количество «отказных» страниц, то поведенческие факторы всего сайта будут сильно ухудшаться. Именно поэтому внутреннюю перелинковку страниц нужно реализовывать, учитывая все эти соображения. Если вы сомневаетесь в том, что именно посетителю на сайте будет интересно после ознакомления с одной страницей, то лучше не ставить ссылку на какую-то другую страницу. Будет лучше, если посетитель вернется на главное меню сайта и самостоятельно выберет то, что ему нужно в соответствии с заголовком. В этом случае хорошо работают так называемые «хлебные крошки», по наличию которых посетитель сразу может понять, где именно находится в структуре сайта, и как ему быстро найти то, что нужно. Также нужно следить за тем, чтобы все ссылки были рабочими, потому что часто именно «битые» ссылки вызывают недовольство посетителя и понуждают его с такого сайта поскорее уйти.
Структурирование текстов
Для контента мало быть интересным и уникальным, он должен быть еще и хорошо структурированным. Многие новички делают большую ошибку, не придавая значения абзацам. То есть кто-то ставит текст на страницу одной «простыней», совершенно без абзацев. А кто-то делает абзацы, но при этом куски текстов между ними слишком большие. Читатели сайтов этого не любят. В каждом абзаце должно быть всего несколько фраз, так читать текст значительно легче. К тому же к каждому «смысловому пакету», который входит в текстовый массив, надо писать подзаголовки, чтобы посетитель загодя примерно знал, о чем он может прочитать в каждом «пакете». Также многие новички ставят на страницы слишком длинные текстовые массивы. Это теоретически может увеличить время, проведенное посетителем на данной странице, но практически таких посетителей, которые дочитывают большую «простыню» до самого конца – единицы. Самый лучший вариант – разбить большой текст на небольшие фрагменты и каждый фрагмент поместить на отдельной странице. Во-первых, это изначально простимулирует посетителя прочесть весь текст, а во-вторых, заставит его посетить как можно больше страниц.
Реклама
Ну, какой же сайт без рекламы? Большинство сайтов для того и создаются, чтобы их владельцы что-то рекламировали, зарабатывая деньги, как минимум – на дальнейшее развитие ресурса. Однако количество рекламы должно быть вменяемым. Посетители не любят навязчивую рекламу, да еще и в больших количествах. Наличие большого количества рекламы на страницах приводит к большому количеству «отказов», а агрессивная реклама вообще способна сделать сайт полностью «отказным».
Использование графической «фурнитуры»
Многие новички независимо от тематики сайта используют очень большое количество всяких мелких графических изображений, которые, по их замыслу, должны усилить интерес посетителя к сайту. Однако часто получается обратный эффект, особенно если такая графика мигающая, моргающая, слишком яркая и вызывает у посетителя этим только раздражение. Кроме того, вся эта «живая» графика может задерживать прогрузку страниц, что добавляет в копилку сайта очередную порцию негатива. Лучше вообще без такой графики обойтись, даже если сайт чисто развлекательной тематики. Также не следует устанавливать режим автоматического воспроизведения видео-роликов, если таковые на сайте присутствуют, особенно в большом количестве. Посетителям это крайне не нравится, они привыкли инициировать все действия на сайте самостоятельно, и ненужная инициатива владельца сайта их просто раздражает.
Таким образом мы рассмотрели основные параметры, которые следует учитывать для повышения юзабилити сайта. Конечно, имеются еще и другие, но они не главные, а, так сказать, вспомогательные, и по большей части входят в систему тех параметров, о которых было рассказано выше. Так что если есть желание сделать по-настоящему хороший сайт, имеющий очень хорошие поведенческие факторы, то, прежде всего, следует обеспечить ему хорошие параметры юзабилити. Все эти правила не так уж и сложны в реализации, даже для новичков. Главное – не лениться, и понимать, зачем это все делается. Удачи!