Акция AvaHost.Ru




Релевантность интернет-поиска

В этой статье мы поговорим о термине «релевантность интернет-поиска». Но для начала следует рассказать о том, что такое релевантность в общем понимании. Как правило, под релевантностью подразумевают степень соответствия чему-либо(какого-то объекта – критериям, по которому данный объект оценивается). Обычно термин «релевантность» используется для оценки информационных, а не физических объектов, к примеру, статей, публикаций, анонсов и информации в глобальном смысле этого слова.

Что касается интернет-поиска, то здесь релевантность – это степень соответствия поискового запроса пользователя получаемым результатам (которые представляют собой страницы информационных или каких-то других сайтов, находящихся в выдаче). Что значит «степень соответствия»? Это значит, что информация, размещенная на данных страницах, должна в полной мере отвечать на запрос человека (удовлетворять этот запрос). К примеру, пользователь вводит запрос «Как приготовить борщ». В выдаче он наверняка ожидает увидеть достаточно развернутые статьи, в которыхграмотно и понятно описан процесс приготовления данного блюда – с подробным списком ингредиентов, картинками и, возможно, видеороликом. Статьи, написанные в таком формате, будут максимально релевантными данному запросу. Более низкой релевантностью (с точки зрения пользователя, сделавшего запрос) будут обладать статьи относительно небольшого объема (тут процесс приготовления описан недостаточно подробно), статьи, в которых отсутствует список ингредиентов борща, статьи, в которых описан процесс приготовления другого блюда и т.д.

Однако далеко не всегда самый исчерпывающий ответ является наиболее релевантным. К примеру, человек вводит запрос«Поисковая оптимизация – определение». В данном случае пользователя интересует лишь само определение, без дополнительного описания термина, примеров и т.д. Получается, что наиболее релевантной будет страница, на которой содержится лишь определение поисковой оптимизации. Другой пример поискового запроса – «Приготовление борща – ингредиенты». Как мы понимаем, здесь пользователя интересует лишь список ингредиентов. Подробный рецепт ему не нужен.

Каждая поисковая система заинтересована в предоставлении пользователям максимально релевантных ответов на их запросы. Ведь высокая релевантность поиска способствует формированию более лояльного отношения людей к данному поисковику (и увеличению размера аудитории). А это, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли. Релевантность поиска зависит, прежде всего, от используемых алгоритмов ранжирования и их программного совершенства. В большинстве случаев при определении релевантности учитываются содержащиеся на странице ключевые слова, степень уникальности контента, мета-теги, поведенческие факторы, заявленная тематика ресурса и многое-многое другое.

Довольно часто низкая релевантность поиска обусловлена не плохими алгоритмами поисковых систем, а недостаточной конкретикой или неадекватностью запросов самих пользователей. Допустим, человек вводит в строку поиска любое одиночное слово, к примеру, «компьютер». В данном случае запрос является не только высокочастотным и высококонкурентным, но и слишком общим. Поисковой системе крайне сложно понять, какую именно информацию желает увидеть человек – определение слова «компьютер», товары с аналогичным названием, описание характеристик компьютераили что-то еще. Соответственно, поисковая выдача вряд ли будет в достаточной степени релевантной данному запросу. Если поисковая фраза сформулирована достаточно грамотно и точно, то страницы, присутствующие в поисковой выдаче, наверняка окажутся релевантными.

Существенно снижать релевантность выдачи может так называемый поисковый спам. Это различные методы и приемы, относящиеся к серому и черному SEO. К примеру, злоупотребление ключевыми словами в контенте и мета-тегах, массовая закупка внешних ссылок, автоматические редиректы, клоаки и т.д. От того, насколько эффективно алгоритмы поисковика могут выявлять и отсеивать такой спам, зависит качество выдачи.